Интеллектуальная игра «Дебаты» – технология личностно-ориентированного образования педагогическая практика, автор Приказчикова Людмила Сергеевна
Проблемы, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика
Интеллектуальная игра «Дебаты», с одной стороны, достаточно давно известная, но не утрачивающая своей актуальности педагогическая технология, которая представляет собой особую форму дискуссии, имеющая определённые правила проведения. С другой стороны, дебаты – целенаправленный, упорядоченный и структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями. Возможности технологии “Дебаты” достаточно широки:
Во-первых, это содействие социализации, так как дебаты являются механизмом приобщения к нормам и ценностям гражданского общества, а также позволяют учащимся адаптироваться к условиям современного общества – уметь конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе знания правовой базы и умения применять свои знания.
Во-вторых, дебаты позволяют учащимся вырабатывать самостоятельность оценочных суждений, нравственную позицию и адекватные поведенческие установки. Всё это способствует складыванию высокой коммуникативной культуры.
В-третьих, дебаты позволяют учащимся развивать память, мышление (включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии). Это, в свою очередь, способствует формированию критического мышления – важнейшей компетенции современного человека.
Цель – создание условий для реализации личностно-ориентированного подхода к обучению и активного включения учащихся в учебно-познавательную деятельность на основе внутренней мотивации.
Задачи:
– помочь учащимся с разными уровнями познавательной активности наиболее полно раскрыть свои способности;
– создать условия для проявления исследовательских, аналитических и творческих способностей учащихся;
– развивать коммуникативную культуру учащихся.
Методические рекомендации по проведению модифицированных дебатов в рамках урока
Базовый принцип практики
«Дебаты» – это интеллектуальная игра, в которой две команды, обсуждая заданную тему, сформулированную в виде тезиса, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу обсуждаемого вопроса. Кроме того, участники дебатов задают вопросы противоположной стороне и отвечают на вопросы оппонентов; вопросы могут быть использованы для разъяснения позиции оппонентов и для выявления ошибок у противника. После выслушивания обеих команд жюри заполняют протоколы, которые фиксируют решение о предпочтении более убедительной в дебатах команды и представляют аудитории сравнительный анализ позиций сторон. В игре участвуют три игрока с каждой стороны, но число участников может быть увеличено в зависимости от типа дебатов.
Классические дебаты – это формат дебатов, в которых участвуют шесть человек и таймспикер. Остальные – либо жюри, либо слушатели, либо судьи. В данном случае дебаты выступают как форма урока. Такому уроку предшествует определенная подготовка. Всех обучающихся перед игрой следует ознакомить с правилами. Минимум шесть человек (или весь класс) получают опережающие задания – подготовиться к дебатам. Перед уроком определяются спикеры.
Модифицированные дебаты, в организации которых допускается некоторое изменение правил, например, можно увеличить или уменьшить количество игроков в командах; допустимы вопросы аудитории; организуются группы поддержки, к которым команды могут обращаться во время тайм-аутов; создается группа экспертов, которая выполняет функции судейства. Такие дебаты могут выступать и как элемент урока, и как форма его проведения.
Разновидностью модифицированных дебатов можно считать «экспресс – дебаты». В таких дебатах подготовка сведена к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу учителя. Этот тип использования формата дебатов можно рассматривать как элемент обратной связи, закрепление учебного материала или форма активизации познавательной деятельности. Наиболее простой способ инициировать обсуждение в подобном формате – задать вопрос «что было бы, если…».
В своей практике я использую именно модифицированные дебаты, так как формат их проведения дает больше возможностей для включения в учебную деятельность всех учащихся класса в разных ролях. Класс делится любым удобным способом на группы – две команды-оппонента и группа экспертов. На первом подобном занятии деление на группы происходит на добровольной основе, на последующих занятиях использую метод рандомного выбора, чтобы обеспечить возможность для «проживания» разных ролей и избежать формального отношения к игре из-за привычки работать в одной роли.
Дискуссия на уроках, выступление на заседании методического объединения (презентация)
Средства реализации практики
В своей практике я использую элементы педагогической технологии «Дебаты», то есть активное обсуждение проблемного вопроса группами-оппонентами при одновременной оценке их деятельности группой экспертов.
Метод развития критического мышления через чтение и письмо также активно используется, так как приведение аргументации и контраргументации требует предварительного анализа обсуждаемой проблемы. Обучающиеся учатся подбирать хорошие аргументы, анализировать выступления оппонентов, слышать и слушать их доводы.
На первом занятии обучающимся предлагается метод «мозгового штурма», чтобы сформулировать аргументы в поддержку своей позиции, который в последующих таких занятиях ребята активно применяют сами, ведя записи, принимая или отвергая предлагаемые внутри группы доводы.
В ходе непосредственного обсуждения тезиса обучающиеся работают в таком интерактивном методе обучения, как тренинг делового общения.
Результаты (образовательные и прочие), которые обеспечивает практика
Интеллектуальная игра «Дебаты» способствует развитию коммуникативных навыков, таких как: слушать и слышать собеседника; сопереживать и проявлять солидарность; терпимости к различным взглядам, иным точкам зрения, толерантности; способности работать в команде. Кроме того, элементы дебатов на уроках способствуют развитию ораторских способностей – навыков публичного выступления, уверенности в себе, умению четко, внятно доносить свои мысли до собеседника, грамотно использовать мимику и жесты, умению отвечать на вопросы и принимать критику.
Способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики
Поскольку в работе мною используется формат модифицированных дебатов, что предполагает некоторое отступление от общих правил проведения, то возникает возможность получения обратной связи от группы экспертов сразу после окончания обсуждения. Их задача состоит в кратком анализе работы групп, выделении сильных и слабых моментов обсуждения. Кроме того, обучающиеся по желанию также имеют возможность высказаться по поводу мероприятия. Следовательно, одним из способов измерения результатов применения практики является рефлексия. Это возможно сделать как устно – озвучивание впечатлений, так и письменно – заполнение заранее приготовленного опросного листа, в котором обучающимся предлагается ответить на несколько вопросов о мероприятии. В своей практике я использую оба варианта. Письменный краткий анализ из записей группы экспертов в произвольной форме формируется каждое подобное занятие.
Другим способом измерения результата практики является педагогическое наблюдение. На первом мероприятии, как правило, наблюдается чрезмерная эмоциональность абсолютного большинства участников дебатов, ребята не слышат друг друга, часто переходят на личности, но в процессе корректировки их деятельности выстраивается вполне грамотный и эмоционально стабильный диалог. Обучающиеся, поучаствовавшие в двух-трех мероприятиях, научаются формулировать свои мысли более внятно и доказательно, а также слушать высказывания оппонентов.
Проблемы, трудности в реализации практики
Не всякая тема может стать тезисом для дебатов. Достаточно трудно бывает сформулировать приемлемый и одновременно острый вопрос для обсуждения, который ребята приняли бы к обсуждению. Наиболее удачными темами для обсуждения на уроках являются темы-вопросы, материал которых освоен на предыдущих уроках. Например, смертная казнь: за или против? («Право» при изучении темы «Уголовная ответственность»); нужна ли цензура в СМИ? («Обществознание» при изучении темы «Роль СМИ в политической жизни общества»); брачный договор – основа крепкой семьи? («Право» при изучении темы «Семейное право»); допустимы ли опыты над животными? («Обществознание» при изучении темы «Наука в жизни современного общества»).
К уроку-дебатам по теме Нужна ли цензура в СМИ (презентация)
Технологическая карта урока-дебатов по теме Нужна ли цензура в СМИ
Следующая большая проблема – это проведение первого такого занятия, правил которого обучающиеся не знают на практике. Отличительным признаком дебатов можно считать высокую формализованность самого процесса, а именно: жесткие временные рамки выступления участников, четкие ролевые предписания, разнообразие критериев оценки. С одной стороны, это огромный плюс, так как есть достаточно простой алгоритм, но с другой, практической, стороны – обучающимся трудно сразу выдерживать лимиты времени на выступление, принять ту или иную роль и придерживаться её (по этой причине на первых занятиях в рамках модифицированных дебатов допускаю вопросы и от членов экспертной группы).
Не менее трудно бывает поначалу донести до обучающихся наиболее важный принцип проведения дебатов – переходить на личности нельзя. В силу характерной для возраста повышенной эмоциональной возбудимости обсуждение на первых порах может соскользнуть в обсуждение вопроса, имеющего не прямое касательство к теме обсуждения, или вовсе перерасти в гвалт. При проведении трех и более мероприятий такая проблема исчезает, так как повышается уровень коммуникативной культуры.
Рекомендации тем, кого заинтересовала практика
Каждому, кто пожелает использовать игру «Дебаты» на своих уроках, я бы рекомендовала в первую очередь не бояться. Не бояться стихийности процесса и вероятности того, что что-то пойдет не по задуманному плану. Не бояться отходить от формата традиционных парламентских дебатов и учитывать в своей работе те нюансы, которые кажутся вам наиболее полезными. Например, распределение ролей при помощи метода случайного выбора, чтобы обеспечить сменяемость ролей. Это важно, чтобы одни и те же участники учились занимать разные позиции, видели проблему под разным углом, формировали в своей голове новые и новые аргументы даже тогда, когда само занятие уже завершилось.
Главная задача учителя в дебатах – оставаться не более, чем ведущим, который обозначает последовательность раундов, следит за регламентом, культурой поведения учащихся, мягко направляет процесс обсуждения.
Наберитесь терпения и помните, что учащиеся в процессе игры осваивают коммуникативные навыки, формируют собственную позицию, имеют право на ошибку.